В 1917–1921 годах на территории бывшей Российской империи произошли кардинальные общественно-политические, правовые и духовно-нравственные перемены. Многие из бывших национальных окраин, в том числе Грузия, Армения и Азербайджан, получили независимость от советской России и стали суверенными государствами, то есть субъектами международного права. Они воспользовались национальным самоопределением – основополагающим принципом большевистской национальной политики, наиболее полным выражением демократизма и равноправия в межнациональных отношениях. Этот принцип, сформулированный высшим политическим руководством РСФСР, распространялся на все нерусские народы, в том числе на южных осетин, абхазов и других. Однако меньшевистское руководство независимой Грузии, придерживаясь мини-имперской политики и практики в отношении Южной Осетии и Абхазии, учинило кровавую расправу над осетинским и абхазским населением за их законное стремление и естественное желание к национальному самоопределению.
Один из крупнейших историков советской Грузии академик Г.В. Хачапуридзе, анализирующий кровавую бойню в Южной Осетии летом 1920 года, писал: «После победы Советской власти в Грузии была создана специальная комиссия (в которую входили в основном грузины. – Авт.), которая выяснила последствия гражданской войны в Юго-Осетии. Здесь было убито 4812 мужчин, женщин и детей. Сожжено и приведено в негодность 1268 построек, угнан (в грузинские города и села. – Авт.) в большом количестве крупный рогатый и мелкий скот, уничтожен весь урожай 1920 г. на 23657 десятинах. По приблизительным подсчетам, причинено было убытков на сумму 3 млн. 317506 золотых рублей».1 Следует подчеркнуть, что тот же Г.В. Хачапуридзе еще в 30-е годы XX в. о последствиях военных действий меньшевистской Грузии в Южной Осетии приводил несколько иные данные. Тогда он писал, что в 1920 г. «в Южной Осетии было убито (в боях с народогвардейцами В. Джугели. – Авт.) и погибло в горах при отступлении 5 тыс. 279 человек. Было сожжено 1588 жилых и 2639 хозяйственных построек; уничтожено 23 тыс. 600 гектаров посевов. Погибло 32 тыс. 460 крупного (80,3 %) и 78 тыс. 485 (82,3%) мелкого рогатого скота».2 Грузинский ученый писал, что «повстанцев-осетин в 1920 г. расстреливали (грузинские народогвардейцы во главе с В. Джугели. – Авт.) без суда и следствия. Целые деревни уничтожались артиллерийским огнем. Потоком лилась кровь, насиловали женщин и детей, не щадили стариков».3 Все это и есть геноцид – уничтожение народа (нации) или его части по расовым, национальным, религиозным и политическим мотивам. Грузинское меньшевистское правительство организованно уничтожало осетин в Южной Осетии в 1920г по национальным и политическим мотивам.
Геноцид южных осетин в 1920 г. – масштабное международное преступление на территории бывшей Российской империи, совершенное меньшевистским руководством Грузинской Демократической Республики (ГДР) с целью уничтожения южных осетин, защищавших до последней возможности территорию своего исконного проживания – Южную Осетию. Осетины на территории Южной Осетии провозгласили советскую власть и заявили официальному Тбилиси о том, что никогда ни отдельно, ни вместе с Грузией не выйдут из состава РСФСР. Таким образом, национальные и политические мотивы геноцида осетин в 1920 г. не требуют особых доказательств. В соответствии с заранее разработанным в Тбилиси планом, все осетинское население Южной Осетии, без различия пола, возраста, физических и прочих данных преднамеренно и хладно-кровно уничтожалось, о чем цинично писал сам исполнитель плана геноцида Валико Джугели. 14 июня 1920 г. в с. Курия Южной Осетии он записал в дневнике: «Сегодня ясное, доброе утро. Для нас (грузин – Авт.) доброе, но для врага (осетин – Авт.) слишком злое… К счастью, противник слишком плох. Горят огни. Дома (осетин – Авт.) горят!.. с огнем и мечом!..»4 Ночью 14 июня 1920 г. в селении Чвриви Валико Джугели писал: «Весь день провели в обходах и обхватах. Приходилось все высоты брать с боем, но неприятель (осетины – Авт.) защищался очень скверно, позорно. У него были пулеметы и были люди, он занимал неприступные высоты, но тем не менее совершенно не выдерживал нашего натиска. У нас ранено только несколько человек. Такого робкого, трусливого и коварного врага мы еще не встречали. А позиции неприятеля действительно были неприступны. Деревни здесь расположены на больших высотах, и, очевидно, осетины вообразили, что они вне пределов нашей досягаемости! Но теперь всюду огни… Горят и горят! Зловещие огни!.. Какая-то страшная, жестокая, феерическая красота… И озираясь на эти ночные, яркие огни, один старый товарищ сказал мне: «Я начинаю понимать Нерона и великий пожар Рима»… Выше всяких похвал держались гурийские разведчики. Их было шестнадцать человек. И они… взяли горную деревню. Это был подвиг! А огни горят… Всюду горят! У нас почти не было потерь».5 Здесь, как видим, легко просматриваются элементы софистики и психологической войны, а также бескомпромиссной, агрессивно-враждебной антитезы «мы», т.е. грузины, и «они», т.е. осетины. Классическое определение софистики, напомню, сводится к сознательному применению в дискуссии или в доказательствах «неправильных доводов, так называемых софизмов, т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью».6 Характерными приемами софистики являются «вырывание событий из их связи с другими, применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы, одной исторической эпохи – к событиям другой эпохи»7 и т.д. И в науке, и в политике софистика играет «реакционную роль».8 Южные осетины и в 1920 г., и в 90-е годы (вплоть до настоящего времени) на себе испытали и продолжают испытывать «реакционную роль» софистики грузинских организаторов геноцида. В. Джугели, подробно описывая огромное количество сожженных осетинских сел в Южной Осетии, физическое уничтожение тысяч осетин, представлял себя в роли «национального героя Грузии», «спасителя грузинской нации», «защитника грузинской демократии». Но для этого ему, как и другим организаторам, вдохновителям и идеологам геноцида необходим был образ врага (осетин) – идеологический и психологический стереотипы, «позволяющие строить политическое поведение в условиях дефицита надежной информации о политическом оппоненте и о среде в целом».9 Вдохновители, организаторы и исполнители плана уничтожения Южной Осетии в 1920 г., конечно же, умело воспользовались тяжелым положением не только малочисленного осетинского народа, но и молодой, еще не окрепшей советской России, которая завязла в грандиозной, масштабной гражданской войне. По этой причине Москва не могла оказать существенной помощи Южной Осетии, ограничиваясь нотами протеста в Тбилиси. Руководство меньшевистской Грузии, не очень уверенное в своем политическом будущем, создало собственный зазеркально-негативный образ из южных осетин и абхазов. Политико-воспитательная работа, СМИ, идеология меньшевистской Грузии были направлены на то, чтобы убедительнее обосновать тезис «территориальной целостности Грузии», в состав которой волюнтаристски были включены (без волеизъявления южных осетин и абхазов) Южная Осетия и Абхазия. Таким образом, ущербный с правовой точки зрения и весьма уязвимый с исторической точки зрения принцип «территориальной целостности» независимой Грузии стал правовым обоснованием войны против «сепаратистов», «бандитов», «разбойников», «агентов Кремля», «диких народов», т.е. южных осетин и абхазов, которые, естественно, «недооценили» огромную цивилизаторскую роль «великой Грузии», от которой захотели отделиться. Дневник палача осетинского народа В. Джугели – это еще одно свидетельство того, что организатором геноцида южных осетин было грузинское государство. Он осуществлялся под руководством правительства Грузинской Демократической Республики силами национальной гвардии под руководством Валико Джугели. Руководство военного ведомства Грузии во главе с военным министром Лордкипанидзе спланировало и реализовало план уничтожения осетин и Южной Осетии. Другими словами, высшее политическое и военное руководство Грузии преднамеренно и хладнокровно осуществило акт геноцида южных осетин и несет полную ответственность за совершенное преступление против южных осетин в соответствии с нормами международного права.
Разумеется, руководство и меньшевистской, и советской, и нынешней Грузии отрицало и продолжает отрицать факт геноцида южных осетин, игнорируя очевидные факты или извращая их, прибегая к софистике, открытой фальсификации истории осетино-грузинских взаимоотношений, выдвигая самые противоречивые версии, надуманные аргументы и доказательства. Так, например, грузинские ученые приложили немало усилий, чтобы доказать, будто термин «Южная Осетия» был придуман большевиками, чтобы досадить Грузии. Профессор А. Бакрадзе утверждает: «В апреле 1922 года по приказу из Москвы грузинские коммунисты подарили осетинам часть исконно грузинской земли (3,8 тыс. км2) и состряпали так называемую «Юго-Осетинскую автономную область». В истории не существовало «Южной Осетии» ни как географической, ни как политической реальности».10 По мнению А. Бакрадзе у осетин нет никакой родины в Закавказье. Их родина, по его твердому убеждению, находится на Северном Кавказе. Таким образом, грузинский историк считает, что осетины на территории Южной Осетии – гости на «гостеприимной грузинской земле». Он уверен даже в том, что осетины это хорошо знают, «но они хотят поймать рыбку в мутной воде», воспользоваться нашими затруднениями и бедственным положением (Грузии – Авт.) и присвоить себе то, что никогда им не принадлежало. Задачу осетинам, по его мнению, облегчает тот факт, «что за их спиной стоит подстрекательница Россия».11 Между тем, профессор А. Бакрадзе должен знать историю Грузии, Южной Осетии и Абхазии, геноцид южных осетин в 1920 г., он не может не знать о том, что автономию любому народу, как правило, дают на его исконной территории, т.е. на его родине. Тем не менее, он занимается фальсификацией фактов, оправдывая имперскую политику и меньшевистской, и современной Грузии, используя внешне правдоподобную, но, в сущности, подтасованную аргументацию. Он пишет: «Враг отнимает у нас уголок земли, где зародился грузин-ский язык, где качнулась колыбель грузинского народа, где сформировалась грузинская государственность.
Борьба за свободу и независимость Грузии еще не кончилась. Впереди нас ждут ожесточенные схватки. Надо освободить и возвратить оккупированные врагом территории – Цхинвальский округ (так называется Южная Осетия по нынешней Конституции Грузии – Авт.) и Абхазию. Грузины ни у кого ничего не отнимают. Они хотят вернуть себе исконно грузинские земли и жить мирной жизнью в собственном доме. Борьба за эту высокую цель освящена Господом».12 В исторической, политической и правовой науках до сих пор остаются недостаточно разработанными понятия «исконные земли», «суверенная территория», «коренной автохтонный народ (нация)» и т.д., что создает возможность интерпретировать их волюнтаристски, с позиций «ура-патриотизма» того или иного народа, иногда игнорируя очевидные исторические факты, политические и правовые реалии. Сказанное относиться и к утверждению профессора истории А. Бакрадзе, который считает исконную территорию проживания южных осетин и абхазов – Южную Осетию и Абхазию «исконно грузинскими землями». Проблема состоит в том, что у А. Бакрадзе достаточно много единомышленников в современной Грузии. Все они действительно убедили себя, а теперь пытаются убедить мировое сообщество в том, что «грузины ни у кого ничего не отнимают, они хотят вернуть себе исконно грузинские земли», т. е. территории Южной Осетии и Абхазии. Сегодня, в начале ХХI века, созрела необходимость в более четких подходах к определению фундаментальных понятий. Уже нельзя игнорировать, как это делалось ранее, неоспоримые исторические факты, интересы малочисленных народов, за счет которых, например, грузины в Грузии и сегодня мечтают строить «территориально целостные» мини-империи. Замечу, что ни с исторической, ни с политической, ни с правовой точек зрений не выдерживает критики утверждение о том, что Южная Осетия и Абхазия являются «исконно грузинскими землями». Научным кавказоведением убедительно и аргументированно доказано, что Южная Осетия и Абхазия являются исконной территорией проживания южных осетин и абхазов, их исторической родиной, где они, воспользовавшись международно признанным правом нации на самоопределение, вплоть до отделения и образования нового государства, уже около 20 лет строят и укрепляют свои независимые от Грузии государственные образования. А профессор А. Бакрадзе, выдавая желаемое за истину в последней инстанции, все смешивает – политическую демагогию, необходимость «освященной Господом борьбы» за «свободу и независимость Грузии» и т.д. И все это для оправдания «священной войны» Грузии против «оккупантов» – южных осетин и абхазов, за спиной которых «подстрекательница Россия». Огромные усилия России по защите Грузии от иноземных захватчиков, конечно же, перечеркнуты А. Бакрадзе. Грузия своим нынешним состоянием (как независимое государство) обязана России, которая «собрала ее» из разрозненных частей, объединила грузинские царства и создала единую страну под названием Грузия (ее не было ко времени присоединения грузинских земель к Российской империи), а затем еще и подарила ей Южную Осетию и Абхазию. Теперь же Россия для А. Бакрадзе и его многочисленных единомышленников не более, чем «подстрекательница». Не лучшего мнения о России и Эдуард Шеварднадзе, который в октябре 1993 года говорил о роли «реакционной России», которая будто бы способствует «формированию фашистского сепаратизма в Абхазии».13 Председатель партии национальной независимости Грузии И. Церетели также считает, что нынешняя Российская Федерация – «это империя», у которой есть свои имперские интересы в Грузии.14 По мнению И. Церетели, Москва заинтересована в том, чтобы вредить «независимой Грузии», и Россия делает все возможное для ослабления Грузии. Лидер партии национальной независимой Грузии, считает, что в отношении Грузии Российская Федерация выполняет «реакционную роль».15
Политическая элита Грузии, так же, как и грузинские интеллектуалы, многолетними и настойчивыми стараниями сформировали и укоренили в психике значительной части грузин антитезу «мы», т.е. грузины, и «они», т.е. не грузины, которые живут или «должны жить» в независимой Грузии. При этом необходимо подчеркнуть, что антитеза «мы» и «они» в политической жизни бывшей Грузинской ССР проявляется в крайних формах агрессивной направленности, которая, разумеется, ведет к этнополитическому противостоянию и межнациональным войнам. Анализ выступлений политических руководителей, значительной части интеллектуалов Грузии свидетельствует о том, что грузины («мы») осознают или должны осознавать себя нацией (варианты: великой, богоизбранной, самой цивилизованной и наиболее древней нацией), строящей современное демократическое государство через противопоставление «внутренним врагам грузин и Грузии» – южным осетинам и абхазам («они»). В основе антитезы «мы» и «они» грузинских политиков и интеллектуалов легко просматривается расистская теория, пропагандирующая национальную ненависть к южным осетинам и абхазам, господство «великой грузинской нации» с ее древней уникальной историей и культурой и второсортный статус южных осетин и абхазов, которые, по сравнению с грузинами, «конечно же, низшие расы».
С этой точки зрения – в психологическом смысле – человечество не знало в своей истории каннибализма, так как съеденные людьми люди по изначальному определению были «нелюди». Да и немецко-фашистские захватчики в годы второй мировой войны, уничтожая миллионы людей в странах Европы, не совершали, с точки зрения фашистской идеологии и расистской теории, преступлений. Уничтожались ведь так называемые «низшие расы», т.е. славян-ские народы, евреи, цыгане и др. Все они, по расисткой теории идеологов фашистской Германии, считались «низшей расой», т.е. недочеловеками, которых «следовало на законном основании» уничтожить. Отголоски такой этнопсихологической праосновы формирования национального самосознания «богоизбранной нации» до сих пор встречаются во многих шовинистских, этноцентристских и расистских идейно-политических теориях, среди которых заметное место занимает грузинская.
Скрыть уничтожение многих тысяч осетин в южной Осетии в 1920 г. – достаточно сложная задача, стоящая перед руководством Грузии, грузинскими политиками и интеллектуалами. Тем более, что факт такого уничтожения зафиксирован во многих документах, в том числе и грузинских. Однако в Тбилиси геноцид осетин традиционно оправдывается соображениями «государственной безопасности Грузии», «защитой территориальной целостности грузинского государства», «правом на самооборону» и т.д. Доктор исторических наук, профессор А.М. Ментешашвили считает восстание трудящихся Южной Осетии в 1920 г. «авантюризмом и экстремизмом»16 осетинских политиков, а желание южных осетин быть в составе РСФСР «грубым нарушением территориальной целостности и суверенитета Грузии».17 Проблема, однако, в том, что такие фундаментальные понятия, как национальное самоопределение и территориальная целостность государства (в данном случае Грузии) политиками и интеллектуалами интерпретируется далеко не всегда по единым правилам. Так, например, в составе Российской империи были многие нерусские народы, в том числе грузины, осетины, абхазы и т.д. С установлением советской власти грузины сполна воспользовались правом нации на самоопределение вплоть до отделения и образования нового независимого государства. Напомню, что в 1991 г. грузины уже вторично воспользовались этим правом. Однако тем же правом под различными предлогами не могут воспользоваться (мирно, без войны, цивилизованно) южные осетины и абхазы. Одна из главных причин здесь – достаточно вольная интерпретация принципа «территориальной целостности Грузии», Конституция которой как в 1921 г., так и сейчас обязывает вести беспощадную войну против нарушения этой самой целостности. При этом апологеты этой «целостности» забывают спросить мнение сотен тысяч южных осетин и абхазов о том, где они хотят жить – у себя в Южной Осетии и Абхазии или же в Грузии, куда их грузинские политики, вопреки их воле, под дулами автоматов, загоняют. Профессор А.М. Ментешашвили прекрасно понимает, что осетины в Южной Осетии и абхазы в Абхазии живут на своей исторической родине и никакие они не «гости на гостеприимной земле Грузии». Тем не менее, профессор истории, преднамеренно занимаясь софистикой, называет Южную Осетию Шида Картли и объявляет ее «исконной территорией Грузии».18 Такой же «исконной территорией Грузии», по мнению А.М. Ментешашвили, является Абхазия. Таким образом, любая попытка выхода Южной Осетии и Абхазии из состава Грузии автоматически влечет за собой «законную, справедливую» войну Тбилиси против осетинских и абхазских «сепаратистов». А.М. Ментешашвили и его многочисленные единомышленники в Грузии не устают повторять, что уничтожение тысяч южных осетин в 1920 г. и сожжение более 100 осетинских сел в Южной Осетии «грузинскими соколами» Валико Джугели не может квалифицироваться как геноцид, так как меньшевистская Грузия защищала свою «территориальную целостность».
Следует подчеркнуть, что в 1920 г. международное сообщество еще не имело достаточно четкой квалификации преступления геноцида, так как такого понятия ни в политике, ни в науке еще не было. Квалификация соответствующих действий как преступления против человечества и адекватное наказание за это были установлены Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Она была принята в 1948 г., а вступила в силу в 1955 г. Нынешние власти Грузии пользуются тем, что данная Конвенция не может распространяться на случаи геноцида, совершенные до 1948 г.
Но в таком случае невозможно доказать и геноцид русских, белорусов, украинцев, других славянских народов, евреев, цыган и т.д. в годы Второй мировой войны на территории оккупированных немецко-фашистскими захватчиками стран Европы. Самого термина «геноцид» тогда еще не было, и акты геноцида, которым активно занимались немецко-фашистские захватчики (как и руководство Грузии) определялись по-другому, например, «холокост», «массовое уничтожение» и т.д. Однако в сущности это был настоящий геноцид, как и уничтожение южных осетин в 1920 г.
Обращаю внимание на то, что термин «геноцид» введен в оборот сравнительно недавно. Так, например, в Уставе Международного военного трибунала, судившего главных военных преступников немецко-фашистской Германии за акты геноцида в отношении евреев, славянских народов, цыган и др. нет упоминания термина «геноцид». Однако трибунал судил преступников именно за акты геноцида. Статья № 6 Устава указывает на «убийства, истребление, порабощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам…».19 Заметим, что общепринятое определение геноцида в широком смысле подразумевает «истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам».20 А в международном праве понятие «геноцид» подразумевает действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальность, этническую, расовую или религиозную группу. В соответствии с одобренной Генеральной ассамблеей ООН Конвенцией о предупреждении и наказании преступления геноцида 1948 г. к подобным действиям относятся: убийство членов такой группы; причинение им серьезных телесных повреждений или умственного расстройства; предумышленное создание для какой-либо группы населения жизненных условий, рассчитанных на ее полное или частичное физическое уничтожение; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую».21 В 1917– 1920 гг. осетины в Южной Осетии все эти ужасы испытали на себе. Однако власти тогдашней Грузии, как и нынешнее руководство М. Саакашвили, не признавали и не хотят признать очевидные факты геноцида южных осетин, прикрываясь лжепатриотическими рассуждениями о защите «территориальной целостности Грузии”. Абсурдными во всех отношениях, в том числе и в правовом контексте, представляются обвинения Южной Осетии и Абхазии в сепаратизме, в попытках развалить Грузию, в антигрузинском политическом курсе и т.д. Как будто хоть когда-нибудь хотя бы часть южных осетин и абхазов изъявляла желание войти в состав унитарного грузинского государства. Южные осетины и абхазы, имеющие свои собственные древние и средневековые традиции национальной государственности, веками проживающие на своей исконной суверенной территории, всегда стремились к равноправию народов, к свободе и процветанию. Непонятно, почему они должны заботиться о сохранности и укреплении «территориальной целостности Грузии» за счет собственных национальных интересов. Ведь задача обеспечения территориальной целостности некоторых бывших советских союзных республик, ставших с развалом СССР независимыми суверенными государствами, например, Грузии, Азербайджана, Молдовы связана с четко прогнозируемыми межнациональными и территориальными войнами, бесконечными этнополитическими, межнациональными конфликтами, а в отдельных случаях – с новыми актами геноцида малочисленных народов. На эту сторону вопроса, на мой взгляд, должны обратить особое внимание политики, ученые, государственные и общественные деятели, от которых зависит решение сложной, болезненной и противоречивой проблемы. Обращаю внимание на некоторые аргументы апологетов грузинского государства:
1. Грузия, как и любое другое государство, обязана защищать свою территориальную целостность (под этим Тбилиси, как правило, подразумевает территорию бывшей Грузинской ССР, куда, как известно, партийно-советские руководители СССР, среди которых было достаточно много влиятельных грузин, волюнтаристским решением включили Южную Осетию и Абхазию);
2. В 1920 году, когда меньшевистское правительство Грузии осуществило первый геноцид южных осетин, в международном праве не было конкретного понятия (термина) «геноцид».
Но это своеобразная игра в определения, в дефиниции, где, как правило, бывают недоработки, условности, неточности и т.д. Если, к примеру, в 1920 г. самого термина «геноцид» еще не было, то это вовсе не означает, что уничтожение Южной Осетии и истребление южных осетин войсками грузинской национальной гвардии нельзя классифицировать как геноцид. В. Джугели, педантично записывавший в свой дневник ежедневное продвижение своих войск по территории Южной Осетии в 1920 году, беспощадное уничтожение более сотни осетинских сел и тысяч осетин, изгнание мирного осетинского населения со своей исторической родины, «предумышленное создание» для осетин, которых он называл «врагами»22, жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное физическое уничтожение, оставил нам документальное свидетельство запланированного правительством меньшевистской Грузии геноцида южных осетин. Известный юрист-международник Ю.Г. Барсегов отмечает: «Если обусловливать правомерность квалификации действий, подпадающих под состав этого преступления (геноцида – Авт.) на формальном основании договорного признания термина, то тогда возможность такой квалификации пришлось бы ограничить не только актами геноцида, совершенными после вступления в силу Конвенции о предупреждении геноцида и наказания за него, но и кругом государств, подписавших и ратифицировавших ее. Юридическая и политическая нелепость такого предположения очевидна».23 Здесь важно подчеркнуть, что польский юрист Рафаэль Лемке (Лемкин), впервые предложивший ввести в научный оборот термин «геноцид» (после уничтожения турками армянского населения в Западной и Восточной Армении), подобрал максимально точное слово для характеристики давно существовавшего понятия чудовищного и преступного нарушения норм международного права, направленного на уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. В специальном исследовании ООН по этому вопросу подчеркивалось, что «слово “геноцид” появилось сравнительно недавно как неологизм, обозначающий старое преступление».24 Следует согласиться с мнением Ю.Г. Барсегова, который подчеркивает, «что не термин, каким бы удачным он ни был, создает преступление, а преступления ведут к принятию термина. Очевидно, что термин «геноцид» мог появиться только после того, как имели место эти преступления».25 Заметим, что эти преступления в 1920 году имели место на территории Южной Осетии, когда фашистско-меньшевистское правительство Грузии во главе с Н.Н. Жордания решило навсегда покончить с «проблемой» Южной Осетии, несчастье которой состояло в том, что пришедшие в 1917 году к власти в стране большевики по заключенному договору между Грузией и Россией 7 мая 1920 года передали ее в состав «территориально целостной Демократической Республики Грузия». Обращаю особое внимание на то, что, передавая Южную Осетию и Абхазию под юрисдикцию независимой Грузии, партийные руководители советской России даже не поинтересовались мнением осетинского и абхазского населения. В правовом, политическом и историческом отношении такая передача была нелепостью.
Краткие выводы. Традиционная политика этнической чистки Южной Осетии от коренного осетинского населения, осуществлявшая, Грузией на протяжении длительного времени, достигла своего пика в 1918-1920гг. и завершилась геноцидом осетин в 1920г. Развернутая в Южной Осетии политика и практика государственного террора представляла сочетание традиционного грузинского решения «осетинского вопроса» путем массовых репрессий, насилий и физической расправы над осетинским населением с декларациями и заявлениями о необходимости укрепления суверенитета и территориальной целостности «демократической Грузии».
Военные операции, которые велись по решению правительства меньшевистско-фашистской Грузии на территории Южной Осетии в 1918-1920 гг. имели целью уничтожение коренного осетинского населения. Военные акции Грузии в Южной Осетии в 1920 году официально именовались «защитой территориальной целостности Грузии», хотя фактически были направлены на захват и насильственное присоединение Южной Осетии вопреки воле коренного осетинского населения. Это было грубейшим нарушением прав осетинского народа, нарушением фундаментального принципа самоопределения наций. Грузинское государство несет ответственность за геноцид южных осетин 1920г. Политика меньшевистской Грузии и нынешнего режима М. Саакашвили ясна и однозначна. В Тбилиси не выражали и не выражают сожаления по поводу геноцида южных осетин 1920 г. Грузия никогда не проявляла готовности вести равноправный диалог с Южной Осетией, устанавливать цивилизованные межнациональные отношения. Настораживает то, что в Тбилиси стремятся максимально воспользоваться результатами и первого (1920г.), и второго (1989-1992гг.) геноцида южных осетин и создать политико-правовые условия для окончательного уничтожения Южной Осетии.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Хачапуридзе Г.В. Борьба грузинского народа за установление Советской власти. М., 1956,с.210.
2 Хачапуридзе Г.В. Борьба за пролетарскую революцию в Грузии. Тбилиси, 1936, с.76: Сиукаев Н.В. Две трагедии Южной Осетии. Владикавказ, 1994, с.8.
3 Хачапуридзе Г.В. Борьба за пролетарскую революцию в Грузии. Тбилиси, 1936, с.76: Сиукаев Н.В. Две трагедии Южной Осетии. Владикавказ, 1994, с.8
4 Джугели В. Тяжелый крест (Записки народногвардейца с предисловием Е.П. Гегечкори). Тбилиси, 1920, с.232.
5 Там же, с.233-234.
6 Философский словарь. Издание четвертое (под редакцией И.Т. Фролова).М.,1981, с.338.
7 Там же.
8 Там же.
9 Политология. Энциклопедический словарь. М.,1993, с.222.
10 Бакрадзе А. Вместо предисловия // Осетинский вопрос. Тбилиси, 1994, с.5.
11 Там же.
12 Бакрадзе А. Указ. соч., с.6.
13 Юферова Я. Эдуард Шеварднадзе: «Я думал, жизнь закончилась// Комсомольская правда, 1993, 12 октября.
14 Свободная Грузия, 1992, 19 декабря.
15 Там же.
16 Там же, с. 80.
17 Там же, с. 66.
18 Ментешашвили А.М. Из истории взаимоотношений грузинского, абхазского и осетинского народов (1918-1921гг.). Тбилиси, 1990, с.76.
19 Цит. по: Барсегов Ю.Г. Геноцид армян – преступление по международному праву. М.,2000, с.62
20 Юридическая энциклопедия. М.,2007. с.181.
21 Там же.
22 Джугели В. Указ.соч., с.227,229,232.
23 Барсегов Ю.Г.Указ. соч., с.62.
24 Комиссия по правам человека. Подкомиссия по предупреждению дискриминации к защите меньшинств. Пересмотренный и обновленный доклад по вопросу о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, подготовленный господином Б. Уайтекером. Доклад ООН: Е(CN,4) Sub.
25 Барсегов Ю.Г.Указ. соч., с.63.