Куда уходит детство,
В какие города?
Из песни.
Ах, детство, детство… Светлая, добрая, беззаботная, счастливая пора! Поиграть бы в мяч, погонять на велосе, попрыгать через резинку, подраться с мальчишками из соседнего двора, заиграться в “дочки-матери” и услышать мамин голос: “Лена, бегом иди домой!” Вспомнить свое: “Ну, мам, еще чуть-чуть!” – и вновь почувствовать себя ребенком, которого не волнуют ни заботы, ни проблемы взрослой жизни.
Но вот все чаще ты берешь газету вместо веселой книжки, переключаешь телевизор с мультиков на канал новостей. Это взрослость подступила, хотя в глубине твоей… навсегда остался маленький фрагментик детства. Оглядываясь назад, вдруг осознаешь, что на каком-то рубеже ты теряешь что-то очень важное – искренность, простоту, откровенность, которые затуманиваются, уступая шаг за шагом опыту взрослой жизни.
Ах, детство… Как быстро ты пролетело! Вот уже университет позади, ты стала учительницей и каждый день проживаешь пусть не свое, но все же детство – детство озорных школяров, которые еще не умеют скрывать свои чувства и мысли и выражают их так искренне, просто и доверительно, что тебе остается лишь с улыбкой записывать их откровения…
* * *
Первый класс, школа №38, 1998 год.
Лесовичок входит в класс весь в зеленом, с красным цветком на шляпке и с корзинкой в руке:
– Ребята, вы меня узнали?
– Да… Вы Красная Шапочка?
Лесовичок хочет, чтобы дети сформулировали понятие “цепь питания” в природе.
– Дети, что это за цепь такая? Я только знаю цепь, на которой собака сидит.
– Да нет! Это цепь, по которой Кот ученый ходит.
* * *
Третий класс, школа №38, 1998 год.
Сочинение на тему “Зимний день”:
“Сегодня выглянули мороз и солнце”.
“Под ногами шуршал хруст снега”.
Ученик рассуждает о проблемах жизни в нашей стране: “Мы живем в стране, где одно сплошное унизительство. Я считаю, что нельзя, чтобы нами руководили люди, сами представляющие собой настоящее бандитительство!”
* * *
Шестой класс, школа №38, 1999 год.
Изложение “Отважный пингвин”:
“Пингвиненок закрыл руками лицо”.
“Пингвин стоял на скале трехэтажного дома”.
“Пингвин первый раз купался в море”.
* * *
Пятый класс, школа №38, 2000 год.
Письменные ответы:
“Рельеф – это все неравенства”.
“Рельеф – это все горности и холмы”.
“Мантия – это центральная внутренность Земли”.
“Ядро – это внутральная часть Земли”.
“Горная порода – это камни, которые находятся на горе”.
“Среда обитания – это совокупность природных условий, в которых протекает земледелие организмов”.
“Ядро клетки – это центральная часть Земли”.
“Глобус – это чучело Земли”.
* * *
Ученик пятого класса:
– Есть два вида человекообразных обезьян: шимпанзе и громила.
* * *
Ученик второго класса смотрит телевизор. Увидев красивую девушку, закричал:
– Мама, быстрей иди сюда, здесь такую телку показывают!
* * *
Две девочки из второго класса. На одной из них шляпка. Подруга говорит ей:
– Ты такая старомодная!
– Кто? я!? Нет! Я новомодная!
* * *
Ученик пятого класса:
– Колбы бывают плоскодонные, конические, круглоголодные.
* * *
Ученик второго класса:
– Культурный человек всегда следит за своей промышленностью.
* * *
Ученики второго класса.
Урок природоведения:
“Растения бывают культурные и некультурные”.
* * *
Свободный диктант “Зимородок”:
“Под обрывистой откоса текла вода. Под водой склонялась ива”.
“Вдруг я увидел маленькую птицу. Это был заморозок”.
“Вдруг я увидел птичку. Она упала в воду”.
“Удивительная птичка вынырнула из воды. А в зубах ее была рыбка”.
“Зимородка я узнал по ласковому пению, по мягкому садению”.
“Зимородок занырнул в воду”.
“Я шел по крутому берегу реки. По острову шла вода и склоняла ветки. Я узнал птицу по яркой краске, быстрому полету”.
* * *
Ученики пятого класса:
“Ученые пытались найти сигналы других сигнализаций, посылались сообщения другим мирам, но установить связь пока не удалось”.
“Известные мореплаватели: Кук, Колумб, Робинзон Крузо, Джанни Родари, Кутузов”.
* * *
Учитель:
– Какой вид человека появился первым?
Ученик:
– Первым человеком был первобытный.
* * *
Учитель:
– Какие науки занимаются изучением природы?
Ученик:
– Химия, биология, зоология, астрология, биография.
* * *
Учитель:
– Кто открыл клетку организма?
Ученик:
– Один ученый.
* * *
Учитель:
– Что такое заказник?
Ученик:
– Заказник – это место, где заказываешь животное, для тебя его убивают и приносят.
* * *
Учитель:
– Назовите каких-нибудь вымерших пресмыкающихся.
Ученик:
– Мамонт, странствующий голубь, морская корова.
* * *
Учитель:
– Что такое клеточная оболочка?
Ученик:
– Оболочка – это покрышка, которая покрывает цитоплазму.
* * *
Учитель:
– Кем была открыта Австралия?
Ученик:
– Плавающими мореплавателями.
* * *
Учитель:
– Чем схожи бактерии с простейшими?
Ученик:
– Они малого роста.
* * *
Из разговоров:
Ученики пятого класса:
“Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой”.
“Мой любимый уголок природы – солнце”.
“На крыше было много голубей. Человек сорок”.
“Мальчик облизался до ушей”.
“Мы спали, но нам не спалось”.
“Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки”.
“Охотник широко закрыл глаза и выстрелил”.
“У моей бабушки есть нутрия. Она все ест, она ведь травоядерная”.
“У рыбы самое вкусное – это сало”.
* * *
Ученики второго класса:
– А что подарили той девочке?
– Иисуса Христоса.
* * *
Девочка пяти лет:
– Мама, а знаешь почему не видно звезд днем?
– Почему?
– Потому что деревья мешают.
* * *
Ученики пятого класса. Девочка в гостях у мальчика. Выбегает на кухню и говорит маме мальчика:
– Тетя Люба, мне так у вас нравится! Я уже прямо не дождусь, когда к вам насовсем перееду!”
* * *
Ученик пятого класса сочиняет стихи о ветре:
Ветер, ветер,
Вижу тебя
Я и в поле и в саду.
Ты свободен,
И я хочу
Быть вольным,
Как и ты.
Но, увы!
Не дано нам, людям, это.
Ты везде,
Ты тут и там.
Я бегу туда,
Но тебя там нет,
Ты уже вон там.
Я мчусь туда.
И вдруг я понял,
Ты везде,
Ты там и тут.
* * *
Ученики пятых классов, школа 38, 2000 год.
Сочинение на тему “Чем мне нравится урок природоведения”:
“Я его люблю за то, что мне очень нравится природа и ее окружность”.
“Природоведение – это урок живого”.
“Больше всего мне нравиться в учительнице доброта, умность и красота”. “Урок природоведения очень изучаемый. Мы учили с помощью Вас природу, животных”.
* * *
Разговор о выборе профессии.
Ученица первого класса:
– Какой у нас грязный город! Идешь по улице, а кругом одни бумажки, мусор. Наверно, я, когда вырасту, стану дворничихой!
* * *
Первый класс, школа №38, 1997 год.
Учитель:
– Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие в страну “Морфологию”!
Ученик:
– А сколько денег нужно принести?